МИССИЯ

На главную

Государственный Академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» (первоначально Удмуртский хор) был создан Постановлением СНК УАССР от 1 сентября 1936 года как коллектив, призванный сохранять, преумножать, распространять удмуртское национальное песенно-танцевальное и музыкальное искусство.

«Италмас» - это имя носит Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики

Основал этот коллектив Аполлон Васильевич Каторгин, уроженец Омской губернии, дирижер московской хоровой школы. Он был талантливым воспитателем. «Сколько труда, сколько сердечного тепла отдавал А. В. Каторгин своей работе, - вспоминает народная артистка УАССР А. И. Широбокова. - Многие из нас, приехавшие из деревень, не знали нотной грамоты, но у Аполлона Васильевича терпения было достаточно: он научил нас читать ноты, под его руководством мы изучили сольфеджио, он часто говорил: «Милые мои, не ищите легкого успеха, помните, тех, кто не хочет трудиться, искусство не любит». А. В. Каторгин ставил перед коллективом довольно трудные исполнительские задачи. Он считал, что глубокое постижение народного искусства возможно лишь при условии освоения хоровой отечественной и мировой классики. Его репетиции оставили глубокий след в памяти тех, кто имел возможность на них присутствовать: они покоряли широтой знаний оперного и хорового искусства.

А. В. Каторгин ценил заложенную в удмуртских песнях народную мудрость, мелодичность, тонко и бережно обрабатывал их. Хористы напевали А. В. Каторгину свадебные, рекрутские, гостевые, сиротские и другие мелодии, рассказывали о древних лесных промыслах и обычае петь перед охотой, перед сбором дикого меда, ягод, грибов, вязанием веников. В памяти артистов хора были многочисленные песни о сибирской ссылке и горестные рассказы о том, как удмурты с хлебом-солью выходили на Сибирский тракт встречать и провожать измученных и усталых «колодников», отправляемых в Зауралье и Сибирь.

А. В. Каторгин и сам вместе с композитором Д. С. Васильевым-Буглаем ездил за песнями и плясками. Пляски нравились ему горделивой осанкой танцующих, сдержанностью движений. Он замечает, что они прекрасно передают праздничный настрой и радость встречи. Хороводные танцы привлекали своей лиричностью. Танец в концертной программе ансамбля оформился в самостоятельный концертный номер несколько позже. Была организована группа под руководством Л. Шолохова, актера народного театра, поставившего популярные удмуртские танцы. Затем в коллектив пришла балетмейстер Р. Э. Ардевилио, изящная, хрупкая балерина, в прошлом яркая танцовщица. Как вспоминает ветеран балетного класса П. И. Акмаров, она тяготела к классике, но ставила и удмуртские танцы. При ее участии был поставлен и на долгие годы вошел в репертуар ансамбля мягкий, плавный танец «Ширъян».

Жизнь ансамбля в те далекие годы становления была наполнена нескончаемым энтузиазмом. Ведь в коллективе все рождалось заново: и репертуар, и певческие навыки, и сценическая хореография народного танца, и костюмы! А впечатления от концертов! Первое выступление, где прозвучали песни народов СССР, в том числе удмуртские песни и танцы, хоровые сцены из русских опер, запомнилось как преодоление страха "перед публикой, как совершенно необычная, приводящая в глубокое волнение форма общения. Когда было исполнено последнее произведение, артисты растерялись: в их повседневной деревенской жизни концертов не было. Но вот благодарная публика окружила их тесным кольцом, начались поздравления, и неловкость исчезла.

Первый концерт открыл перед артистами не только" сцену. Открылись ворота в большую жизнь, а там стремительный ритм промышленных городов и мир интересных творческих встреч. «Нужно приветствовать выступление Удмуртского государственного хора под управлением А. В. Каторгина. Хор показал недюжинную спетость, ровность хорового звучания/отчетливую дикцию, тонкий нюанс»,- писал Д. С. Васильевич Буглай. Вскоре Удмуртский государственный хор принял участие в декаде удмуртского искусства в г. Кирове. «Концерты были приняты очень тепло. Переполненный зал наградил артистов длительными овациями», - сообщала «Ижевская правда». В 1939 году состоялось первое выступление в Москве на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. И снова успех, приглашение участвовать в заключительном концерте в Колонном зале Дома Союзов столицы. Итак, за три года коллектив создал большой репертуар, приобрел мастерство.

«Вся наша жизнь прошла в дороге, - вспоминают ветераны хора. - Каждый раз перед началом гастролей готовили новые номера, старались вспоминать и ранее разученные. Летом выступали в районных центрах и колхозах Удмуртии, перед началом зимы готовились в дальнюю дорогу».

Концерты ансамбля «Италмас» - всегда праздник. Они захватывают вас стихией песни и движения, подобно морской волне в лучах яркого солнца, разноцветьем костюмов, улыбок, покоряют разнообразием сценической драматургии. И что удивительно: современный мажорный танец, искрометный и стремительный, лукавая частушка, динамичная хороводная сюита не заслоняют от вашего взора народного характера исполнения. Это и мягкая ироничность, иногда приглушенность, и тихая, берущая за душу грусть.


Коллектив неоднократно выступал в программах Всесоюзных фестивалей «Русская зима»,«Московские звезды», «Киевская весна», а также в культурной программе ХХII - Олимпийских игр и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москва.

Многообразен репертуар лауреата Государственной премии Удмуртской Республики ансамбля «Италмас». Основу его составляет удмуртский фольклор. Сегодня в исполнении ансамбля звучат старинные народные обрядовые, современные удмуртские песни, произведения, песни и танцы народов мира, а также произведения нашего великого земляка П.И. Чайковского.

Совершенно оригинальным, но и в то же время органически вплетающимся в общее русло концертов ансамбля является танцевальное искусство, основу которого также составляет народное творчество. Жемчужина удмуртского танцевального искусства - «Танец с колокольчиками», мелодичному звону которых подчинено каждое движение исполнительниц.


За 80 лет своего существования ансамбль превратился в методический центр национального искусства.

Дарить людям хорошее настроение, радость встречи с прекрасным, способствовать укреплению душевного единения - в этом видит свое призвание коллектив Государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики «Италмас».

У монумента Дружбы Народов